Советы

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды

19 июля 2022, 08:01

Художники новых медиа — инженеры, ученые и гуманитарии в одном лице, а зачастую еще и менеджеры целой команды нейросетей. Разбираемся, насколько креативными могут быть  роботы, из чего состоят интерактивные инсталляции и как традиционное искусство сочетается с компьютерной графикой.

Медиа в искусстве (Media in Art)  — это форма, с помощью которой художник выражает свой месседж. Раньше люди были ограничены красками, глиной или мрамором, но в последние десятилетия появилось множество новых медиа. Большинство из них так или иначе связаны с технологиями. 

Немного истории

Одним из первопроходцев в искусстве новых медиа считается кореец Джун Пайк. Еще в 60-х годах прошлого века он занимался видео-артом — пытался превратить телевизор в объект искусства. Вот пара кадров с его шоу с участием виолончелистки Шарлотты

5 историй, которые помогут понять промышленный дизайн

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды

Мурман:

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды
Виолончелистка в бюстгальтере из экранов, Джун Пайк, 1969 год / Kent Maxwell

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды
Виолончель, собранная из телевизоров, Джун Пайк, 1974 год / Stsenzatitolo

А вот одна из самых известных инсталляций Пайка: сад из телевизоров, который показывает, что технологии — тоже часть природы.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды
TV Garden, Джун Пайк, 1974 год / ВШЭ

В те же годы развивалось кинетическое искусство — с использованием движущихся арт-объектов.

Например, советский художник с архитектурным бэкграундом Вячеслав Колейчук задумал сферу из металлических трубок, которая сохраняла форму за счет самонапряжения составных частей и приходила в движение от колебания воздуха. Это была художественная модель атома — ее Колейчук реализовал с помощью команды инженеров.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды
Модель атома, Вячеслав Колейчук, 1967 год / Артгид

Во второй половине прошлого века начали появляться картины, созданные компьютерными алгоритмами. Конечно, речь идет пока не о нейросетях, а о более простых программах, которые рандомным образом компилировали элементы.

Один из ярких представителей в таком искусстве — Фридер Нейк. Он был профессором информатики в университете, а по совместительству стал художником.

Он увлекался рисованием абстрактных узоров от руки, а прославился тем, что создавал алгоритмы, по которым компьютер генерировал подобные паттерны.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды
Работа, созданная алгоритмом Фридера Нейка, 1972 год / Compart

В 80-е годы австралийский художник и профессор робототехники Стеларк, который стал уже классиком перформативного искусства, приделал себе третью руку. Она двигалась в зависимости от напряжения мышц живота — таким образом он мог ей управлять.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды
Стеларк с третьей рукой, 1980 год / Researchgate

Превращение человека в киборга было экспериментом именно в области искусства, а не медицинской инженерии — практического применения у третьей руки не было.

Ее управление было несовершенным, а долго носить девайс было невозможно из-за большого веса и раздражения кожи гелем для электродов. Но в рамках перфоманса Стеларк, прямо как писатели-фантасты, предсказал плотное слияние человека и техники.

Реализовывал задумку он, конечно, не сам — ему помогали инженеры. Командная работа в современном искусстве — частое явление, потому что тут нужно много специальных знаний.

Искусство новых медиа начало зарождаться в прошлом веке, но технические возможности тогда были ограниченные. Зато за последние два десятилетия новые формы искусства сделали большой скачок — с развитием искусственного интеллекта, биотехнологий и роботов.

Основные современные направления

Сейчас появляется очень много новых форм искусства — начиная от sound-арта или light-арта и заканчивая иммерсивными спектаклями. Десятки направлений мы перечислять не будем, но остановимся на самых крупных и основных.

Роботизированное искусство

Роботы могут быть по-разному задействованы в искусстве. Они могут быть объектами, которые становятся частью экспозиции или перформанса — как третья рука Стеларка. А могут быть еще и субъектами, которые помогают человеку творить: в 80-е годы это ещё было сомнительной идеей, а сейчас — вполне реально.

В апреле вышло последнее достижение в этой области — робот в женском обличии по имени Ai-da, рисующий красками с натуры. Как можно догадаться по названию, он работает на основе нейросети — но помимо нее еще есть железо, которое совершает техничные мазки краской по холсту.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды
Робот Ai-da со своим портретом королевы Великобритании, 2022 год / The Mirror

Получилось не идеальное сходство с натурой, но тем не менее любопытно. Вообще Ai-da владеет широким арсеналом живописных техник, и может делать чуть более конвенциональные штуки:

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды
Портреты Ai-da / Ai-da Robot

У художницы с железными руками — в глазах видеокамера. Поэтому она может рисовать все, что видит перед собой — живых людей, фотографии, предметы. Робота назвали в честь первой женщины-программиста Ады Лавлейс. В апреле у Ai-dа прошла первая персональная выставка в Италии. Посмотреть больше работ и узнать, как сделана Ai-da можно на официальном сайте проекта.

CG-искусство

Искусство новых медиа — это не обязательно какие-то уникальные передовые разработки. Обычное рисование в «Фотошопе» или моделирование в «Блендере» тоже входит в эту категорию. CG (Computer Graphics) — самое распространенное и доступное для широкой аудитории направление. Компьютерную графику используют не только для рекламы и игр, но и для создания полноценных произведений искусства.

Digital-картина Mark Constantine / Viral Bandit

Digital-картина Chiara Braidotti /Museum of contemporary digital art

Иногда эти произведения даже печатают и выставляют в музеях как картины, но это, конечно, не оптимальный способ — цифровое искусство лучше смотреть в цифре. Есть мультимедийные площадки, где его демонстрируют с больших экранов или в виде проекций на стенах.

Туда зрители приходят посмотреть работы в высоком разрешении и большом размере, проникнуться атмосферой — благодаря освещению и музыке. Но есть и внемузейный формат размещения СП-искусства — сайты-портфолио художников, соцсети.

Миллионы картинок доступны нам со смартфонов, а некоторые можно еще и приобрести в качестве инвестиции на NFT-биржах.

Биоарт

Биоарт — слияние биотехнологий и искусства. Самый известный пример принадлежит уже упомянутому Стеларку — уже в 2007 году он перешел на более смелые эксперименты и вместо третьей руки обзавелся третьим ухом. Правда, на сей раз вживил его себе под кожу.

И не железное, а выращенное из собственных клеток — только хрящ там искусственный. Стеларк восхищался красотой и сложной формой человеческих ушей. Он вынашивал идею 20 лет, сам вникал в нюансы анатомии — но без помощи ученых и хирургов конечно не обошлось.

5 правил Мюллера-Брокманна, которые пригодятся веб-дизайнеру

Стеларк с ухом на руке / Level One

Стеларку пришлось собирать финансирование, искать специалистов, готовых на такую авантюру и место, где подобные операции легальны.

Суть задумки в том, чтобы материал уха крепко врастал в ткани организма и становился с ним одним целым. Сложной задачей оказалось создание мочки — ее планировали сделать из стволовых клеток, но пока не сделали.

В дальнейшем Стеларк хотел еще и вживить в ухо микрофон, чтобы транслировать в общий доступ то, что он слушает. 

Большинство произведений современного биоарта не такие жуткие, как у Стеларка — в них экспериментируют не на людях, а на более мелких живых существах. Например, Марта де Менезеш — самая известная женщина в биоарте, которая генетически запрграммировала узоры на крыльях бабочек. Она выращивала насекомых с асимметричным узором на крыльях, чего не встречается в живой природе.

Бабочка Марты де Менезеш / Marta de Menezes

Генеративное искусство

Чтобы рисовать, компьютеру совсем не обязательно нужны две железные руки и камера в глазах, как у Ai-da. Алгоритм может работать на любом процессоре с достаточной мощностью — правда, рисовать будет уже не аналоговые картины, а цифровые. 

Генеративное искусство — это то, что производит машина. Алгоритмы бывают простыми — обычный рандомайзер может создать тысячи уникальных картинок. Но рандомайзер придумали еще в 70-х годах, а сейчас наибольший интерес представляют самообучающиеся нейросети — у них искусство значительно креативнее. 

Один из интересных художников-программистов, работающих с ИИ — Марио Клингман. Его работы продаются на престижном аукционе Sotheby’s и пользуются не меньшим успехом, чем традиционная живопись.

Марио Клингман / Sotheby’s

Марио Клингман / Sotheby’s

Интерактивные инсталляции

Интерактивность — одна из отличительных черт современных медиа в искусстве. Картина или скульптура в традиционных материалах — монолог художника, а технологии предоставляют возможность диалога. В интерактивной инсталляции зритель может прикасаться к предметам и как-то на них влиять: извлекать звуки или получать новые картинки. 

Создатели метавселенных: какие навыки нужны и где обучиться

Этот формат часто используется в музеях: он не такой масштабный и затратный, как, скажем, иммерсивный спектакль. Живых актеров тут не нужно, и за несколько часов с интерактивной инсталляцией могут спокойно повзаимодействовать сотни посетителей.

Вот, к примеру, одна из известных инсталляций британской дизайн-студии Marshmallow Laser Feast. Она состоит из светящихся струн: посетители могут прикасаться к ним, извлекать звуки и вибрацию.

Виртуальная и дополненная реальность

AR- и VR-технологии только начинают развиваться. Они в большинстве случаев недостаточно удобны для какого-то практического применения, но для индустрии развлечений как раз годятся — если человек не готов жить в тяжелом VR-шлеме, то на полчаса в музее радостно его наденет.

В 2019 году, например, в Лувре посетителям показали Мону Лизу и других героев картин старых мастеров в объеме.

Но это был в большей степени образовательный проект, у создателей тут было мало простора для личного творчества. А вот — более креативный пример, художники отрисовали в VR мир по мотивам «Алисы в Стране Чудес». Посетители лондонской галереи V&A в прошлом году могли «погулять» по этой вселенной в шлеме и повзаимодействовать с ней: «брать», «крутить» и рассматривать разные элементы.

Дополненную реальность часто используют в сочетании с аналоговым искусством: в цифровой среде на картины и арт-объекты можно взглянуть под другим углом.

Вот, например, в галерее Онтарио проходила выставка классических картин, а с помощью приложения дополненной реальности зрители могли посмотреть, как те же сюжеты могли выглядеть в современности.

Например, дичь и фрукты в руках героев превращаются в пакеты из супермаркета.

Направления в современном искусстве часто переплетаются. VR и AR невозможен без трехмерной компьютерной графики и анимации, в инсталляциях часто задействуют звук, свет и предметные формы, а искусственный интеллект может проникать в любые направления и помогать человеку в работе.

Читайте также:  Анонимная функция (lambda-функция) в Python

Как становятся художниками новых медиа

В современном искусстве работают люди с разным бэкграундом. Иногда программисты, инженеры или биологи придумывают какую-то идею, начинают ее реализовать и «случайно» становятся художниками.

Бывает, что человек изначально занимается искусством, ищет для него новые формы и осваивает для этого, например, компьютерные алгоритмы. К тому же, как мы видели в примерах, зачастую искусство новых медиа — продукт коллективного творчества.

Художник — автор идеи, но он не может разбираться во всех нужных технологиях, поэтому привлекает спецов из разных областей.

И, конечно, даже если автор инженер или ученый — ему нужно быть немножко гуманитарием. Грань между искусством и неискусством становится все более размытой. Чтобы зритель оценил абстракцию от компьютерного алгоритма или чудеса биоинженерии, важно сформулировать концепцию и объяснить, что имел в виду автор. 

В современном искусстве используют роботов, нейросети и возможности компьютерной графики, создают арт-объекты из живой природы, делают интерактивные инсталляции, конструируют для зрителя новые миры с помощью VR и AR.

Среди современных художников — люди с разными профессиональными знаниями: в частности, инженеры и программисты. Но, несмотря на важность технологий, ключевую роль в искусстве играет идея и ее убедительное обоснование.

«‎‎Главная ошибка собеса — подгонять ответы»‎. Рекрутеры рассказали о найме в IT

Откуда берутся IT-рекрутеры, с какими трудностями они сталкиваются в попытках закрыть позиции и какие ошибки сами совершают на интервью — полезно знать перед тем, как искать работу.

Краткий словарь-гид по медиаарту от куратора фестиваля Intervals

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды

11 августа 2022

Команда международного фестиваля аудиовизуального искусства Intervals вот уже пять лет открывает порталы в мир медиаискусства на исторических локациях Нижнего Новгорода для десятков тысяч зрителей. Что это за искусство и какие технологии и студии его формируют? По нашей просьбе куратор фестиваля Ксюша Чеховская собрала и объяснила основные термины и ключевые слова медиаарта.

Это слово часто встречается в описании медиаинсталляций, перформансов и даже вечеринок и фестивалей. Медиаискусство основано на одновременном аудио- и визуальном воздействии на зрителя. Синхронизируя музыку или звуки с видео, светом, лазером или другими визуальными технологиями, медиахудожники достигают полного погружения зрителей в замысел работы.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды

Технология блокчейн появилась всего несколько лет назад и совсем недавно открыла новые перспективы в области медиаискусства.

Блокчейн записывает данные в цифровые блоки в определённом порядке, а информацию в нем нельзя удалить или изменить. Блоки хранятся на разных устройствахи серверах по всему миру. Взломать такой цифровой объект практически невозможно поэтому NFT работает на блокчейне.

Видеоарт. В 60-е годы XX века художники увлеклись опытами с видео, пробовали экспериментировать с первыми компьютерными алгоритмами, а с изобретением компьютерной графики, технологий, работающих в режиме реального времени, и распространением интернета мир захлестнула волна медиаискусства. Видеоарт один из ведущих жанров современного медиаискусства.

Виджей (VJ) (производное — виджеинг)По аналогии с диджеем, но с визуальной составляющей. Виджеи, в основном, работают на вечеринках, где создают визуальный ряд под музыку в реальном времени, имея в запасе заготовленные видео-эффекты, которые преобразуются при помощи специального оборудования и программ.

Видеоинженер.

В мультимедиа-индустрии это специалист, который устанавливает и настраивает оборудование (от LED-экранов до проекторов), а иногда «сшивает» несколько экранов / проекций в одно общее масштабное «полотно» для показа контента очень высокого разрешения или, например, настраивает проекцию на сложные формы от фасада здания до скульптуры.Российская мультимедиа-индустрия уникальна тем, что здесь создатель видеоарта, виджей и видеоинженер могут быть одним человеком.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды

Споры о зарождении генеративного искусства ведутся много лет.

Его развитие принято связывать именно с появлением компьютерных технологий в художественной среде, при этом некоторые исследователи и историки искусства заявляют, что генеративным артом можно считать и узоры с повторяющимися паттернами, и симметричные рисунки.

Художники из сферы генеративного искусства не создают произведение в привычном понимании: они скорее программируют процесс, в котором их произведение будет создаваться и предстанет перед зрителем.

Медиастудия, базирующаяся в Нижнем Новгороде. В 2017 году dreamlaser стала соорганизатором самого крупного фестиваля медиаискусства в России — Intervals. Команда студии не только создает инсталляции для фестиваля, но и закрывает технические райдеры (см. букву Р) для всех медиахудожников из лайн-апа выставки.

Intervals Festival. Ежегодный фестиваль медиаарта с постоянной пропиской в Нижнем Новгороде этим летом празднует своё пятилетие.

В выставочной программе INTERVALS 2022 в масштабе города собран звездный лайн-ап медиахудожников из России, Турции и Японии: от media.tribe и Tundra до Ouchhh и Naowao.

Их инсталляции будут представлены на самых интересных архитектурных локациях Нижнего, а откроет фестиваль AV-концерт Kedr Livanskiy в пространстве ЦЕХ *.

Инсталляция. Объёмно-пространственное произведение современного искусства, в том числе и медиаискусства, состоящее из разнообразных форм, технологий, контента, являющих собой художественное целое. Медиаинсталляции также бывают интерактивными.

Интерактивное искусство (Interactive art). Это искусство обратной связи, диалога со зрителем. Входя в контакт с интерактивным объектом, будь то инсталляция или перформанс, зритель становится соучастником произведения. 

Кинетическое искусство (Kinetic art) — всё движимое и взаимодействующее с пространством экспозиции. В кинетическом искусстве первичны движения и изменения формы, а иногда и света. Художники-кинетики воздействуют на зрителя с помощью динамических объектов, делая ставку на пространственные и оптические преобразования реальности.

Целое направление в мультимедиа-сфере, которое представляет собой проекцию на физический объект (чаще всего фасад здания, но может быть любая подходящая для проекции конструкция), точно привязанную к его геометрии и положении в пространстве. За счет мэппинга можно менять текстуру объекта, добиваться объемных и пространственных эффектов.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды

NFT. В цифровом искусстве давно стояла проблема оригинальности и авторств произведения. С появлением NFT-технологий медиахудожники могут подтвердить права на изображение в виртуальной реальности. Загружая файл на специальную NFT-платформу, его обладатель регистрирует сделку в блокчейн-системе, а изображение получает сертификат подлинности в виде уникального токена.

Net art — форма медиаискусства, которую можно встретить в онлайне, в том числе и на фестивале Intervals. Нет-арт принимает самые разные виды, знакомые всем нам: это и веб-сайт, и интернет-игра, и даже чат в мессенджере.

Важно не путать его с искусством в интернете — в отличие от него произведения нет-арта функционируют только в сети и, словно хамелеоны, способны менять свою форму и содержание.

Первооткрывателем российского медиаарта принято считать Булата Галеева — ученого и художника, связавшего теорию и практику светомузыки в Студенческом конструкторском бюро «Прометей» в Казанском авиационном институте в еще в 1960-ых годах.

Названное в честь героя мифа, титана Прометея, дарующего людям свет, НИИ сформировало школу отечественного медиаарта: от проектов по световой архитектуре городов до постановки первого в Союзе спектакля «Звук и свет», ставшего предтечей современных AV-перформансов.

В значении технический райдер. Для каждой инсталляции или выступления художники составляют документ с перечнем всего необходимого оборудования, временем монтажа и прочими деталями.

Чем подробнее райдеры, тем больше они напоминают инструкции по сборке инсталляции.

Таким образом произведения могут собираться на площадке без физического присутствия автора, что было особенно актуально в пандемию. 

Очень часто используемое слово в сфере мультимедиа —  означает совокупность всего оборудования и конструктива, из которого состоит инсталляция, технологические декорации в перформансе или музыкальном лайве.

Сетап может быть простым, как экран и проектор, а может включать сотни метров led-экранов, мощную акустическую систему, целый список световых приборов, ферм, лазерных конструкций, серверов и прочее.

Описание сетапа – неотъемлемая часть техрайдера.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды

Фото предоставлены фестивалем Intervals

Что такое Digital Art

Несмотря на то, что современное цифровое искусство практически невозможно представить без применения компьютерных технологий, первые произведения в сфере Digital Art начали создавать задолго до появления ПК, знакомых сейчас каждому.

Так, одним из основоположников цифрового искусства считается американский художник и математик Бенджамин Фрэнсис Лапоски, который в 1950 году, используя электронно-лучевой осциллограф, создал первые произведения в жанре абстрактного искусства.

Манипулируя синусоидами, отображавшимися на маленьком экране устройства, он «рисовал» причудливые фигуры, а затем фотографировал результат.

Свои работы Лапоски назвал «электрическими композициями» и часть из них затем опубликовал в журналах вроде Recreational Mathematics.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, видыФотографии «электрических композиций», которые Бенджамин Фрэнсис Лапоски использовал для иллюстрации собственной статьи в журнале Recreational Mathematics в 1961 годуИзображение: History of Information

Читайте также:  Как найти работу junior-разработчику: 5 самых неочевидных способов

Другой пионер цифрового искусства — австрийский писатель, футуролог и художник Герберт Вернер Франке. В 1950-е и 1960-е годы он, как и Лапоски, использовал для создания изображений осциллограф — но не только его. К этому устройству Франке также подключал простые аналоговые компьютеры, что позволяло добиваться ещё более изобретательных фигур.

В 1973 году Франке создал произведением под названием «Цифровой Эйнштейн» — это один из первых примеров использования цифровой обработки фотографий.

Композиция состояла из нескольких слайдов, на которых изначально чёткое изображение Альберта Эйнштейна постепенно превращалось в абстрактную фигуру.

Кроме того, художник издал несколько книг, посвящённых феномену Digital Art; среди них — «Компьютерная эстетика. Феномен искусства» и «Компьютерная графика: компьютерное искусство».

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, видыОдно из произведений Герберта Франке, созданных с помощью осциллографа Изображение: Архив Digital Art Museum

Чем активнее развивались технологии, тем больше становилось и людей, жаждавших использовать эти технологии в творчестве.

Поскольку первые компьютеры — это массивные вычислительные машины, которые в прежние времена можно было встретить лишь в офисах больших корпораций, университетах и лабораториях, большинство пионеров Digital Art — это не просто художники, но в первую очередь физики, инженеры и учёные.

Среди них следует отметить немецкого математика Георга Ниса, который одним из первых получил изображение, целиком созданное компьютером, а также немецкого джазового музыканта Манфреда Мора, использовавшего музыкальный ритм для создания изображений в жанре алгоритмического искусства.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, видыПроизведение из серии Artificiata II Манфреда Мора Изображение: Архив Digital Art Museum

Ещё одна значимая для истории Digital Art фигура — это Гарольд Коэн, который в начале 1970-х годов изобрёл программу для рисования AARON. Сначала она, задействуя устройство наподобие принтера, рисовала абстрактные рисунки, но со временем изображения стали более репрезентативными: инженеры научили AARON имитировать формы из природы и добавлять в изображения цвет.

Работы, созданные с помощью программы AARON

В обсуждении истории цифрового искусства нельзя обойти вниманием и некоммерческую организацию Experiments in Art and Technology (E.A.T.). Её основали в 1967 году инженеры Билли Клювер и Фред Вальдхауэр, а также художники Роберт Раушенберг и Роберт Уитман.

Цель Experiments in Art and Technology заключалась в том, чтобы наладить сотрудничество между художниками и инженерами посредством спонсорства и промышленной кооперации.

Членство в организации было открыто для всех художников и инженеров. Одной из самых известных работ E.A.T.

считается окружённый искусственным туманом купольный павильон, созданный для компании Pepsi на выставке Expo '70 в Осаке.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, видыThe Pepsi PavilionИзображение: Shunk-Kender, Roy Lichtenstein Foundation

В истории Digital Art есть и другие имена. Это и CG-пионеры Десмонд Пол Генри и Кен Ноултон, и автор цифровых скульптур Роберт В. Мэллори, и создатели цифровой анимации Фридер Наке и Лиллиан Шварц. И даже знаменитый Энди Уорхол оказался в числе цифровых художников благодаря своим работам, созданным в 1985 году благодаря компьютерам компании Amiga.

Всероссийский конкурс «Страна света»

О чем говорит медиаискусство?

Один из пионеров медиа-арта американо-корейский художник Джун Пайк часто избирал героями своих инсталляций телевизоры.

Намеренно «расстраивая» сигнал, Пайк искажал «картинку» на мониторе до абстрактного изображения, («Дзен для TV»), включал их в природные ландшафты («TV Garden»,1 974), а в 1995 году представил работу «Electronic Superhighway» – гигантскую карту США, выложенную из телевизоров, включенных на разные каналы. Так автор хотел представить власть телевидения, захватившего мир в доцифровую эру.

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды Electronic Superhighway, Нам Джун Пайк © smarthistory.org

Крупнейший представитель медиа-арта Билл Виола в своих работах обращается к философским и религиозным темам. Кстати, Виола стал не только первым в истории автором, чья выставка уже при жизни прошла в Британской национальной галерее (обычно здесь представляют только наследие прошлых эпох), но и первым художником, получившим заказ на алтарь действующего храма в технике видео-арт!

Медиаискусство (Media Art): что это такое, примеры, виды Бил Виола. «Мученики». Собор Святого Павла, Лондон, Фотография: Peter Mallet

В 2017 году Художники компании Christie Digital при помощи 3D-mapping превратили один из мостов Ванкувера в виртуальный океан, чтобы привлечь внимание к экологическим проблемам.

Взаимодействие человека и планеты – вообще популярная тема медиаискусства, ей, например, был посвящен последний российский фестиваль медиа-арта METAXIS: аудиовизуальные композиции на куполе петербургского Планетария № 1 представляли художники из разных стран.

METAXIS

А московская студия Илья Соболя «Изобрюло» напомнила о важности человеческих связей, создав интерактивную инсталляцию «Hearthug»: огромное сердце из световых трубок начинает светиться, как только люди, оказавшиеся под ним, обнимаются!

Izobrulo polylight hearthug

Словом, круг образов и тем медиаискусства ограничен лишь волей автора-художника, а аудитория, к которой обращаются мастера медиа-арта простирается от просвещенных посетителей галерей до случайных прохожих, оказавшихся свидетелями масштабных уличных инсталляций.

Медиаискусство и формы его проявления

Глумова, М. Н. Медиаискусство и формы его проявления / М. Н. Глумова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы XXXVII Междунар. науч. конф. (г. Казань, апрель 2022 г.). — Казань : Молодой ученый, 2022. — С. 15-19. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/439/17131/ (дата обращения: 13.10.2023).



В статье рассматривается понятие «медиаискусство», его жанры и примеры использования в реальном времени.

Ключевые слова : новые медиа, медиаискусство, выставки, музеи, медиа-арт.

Современное общество тесно связано с понятием «новые медиа». Наиболее ёмкое определение предложил профессор Рассел Нойман: «Новые медиа — это новый формат существования средств массовой информации, постоянно доступных на цифровых устройствах и подразумевающих активное участие пользователей в создании и распространении контента» [5].

С каждым годом новые медиа активно внедряются в различные сферы и особое их значение прослеживается в искусстве.

За счет развития современных технологий и в целом проникновения цифрового мира в повседневную жизнь, зародилось понятие «медиаискусство» — как вид искусства, произведения которого создаются и представляются с помощью современных информационно-коммуникационных или медиа технологий [6].

Данное направление охватывает различные формы современного искусства, которые создаются с помощью новых технологий, и функционирует совсем иначе, нежели его предшественники. Вместе с тем необходимо отметить, что медиаискусство, в зависимости от формы подачи, может упоминаться как «new media art», «электронное искусство» и «цифровое искусство».

Сегодня современное искусство с помощью новых медиа предполагает прямое взаимодействие между художником и аудиторией, что даёт возможность каждому зрителю не только узнать, какой смысл и какие чувства скрываются за тем или иным объектом искусства, но и позволяет погрузиться, максимально прочувствовать его на себе через различные инновационные технологии. С их помощью искусство хранит, отображает и считывает информацию разными способами и для разной аудитории. При этом оно идёт следом за новыми достижениями, постоянно совершенствуется и изменяется.

В данном направлении для более чёткой передачи информации используются разного рода технологии: проекторы, лазеры, звуки, датчики движения и т. п.

С помощью разнообразия методов преподнесения информации, можно выделить такие жанры медиаискусства как: инсталляции и медиаперформансы, нет-арт и веб-искусство, компьютерные игры и ASCII-графика, технологии виртуальной и дополненной реальности, 3D-печать и диджитал изображения и многое другое.

Представители медиаискусства — «медиахудожники» — выполняют важную социальную функцию — они «одушевляют» искусство, тесно связывают созданное произведение со зрителем, даже если работа существует только в цифровом пространстве и ее нельзя потрогать или увидеть вживую [5].

Благодаря созданию и использованию в объектах искусства интерактивной реальности и новых технологий, увеличивается спрос и интерес зрителей к предмету внимания.

Авторы работ данного направления стали использовать самые разные возможности, чтобы охватить всю сенсорику зрителя для того, чтобы он мог лучше прочувствовать идею, встать на место создателя и найти точки соприкосновения взглядов и переживаний.

Исходя из этого, можно заметить некую манипуляционную силу медиаискусства, ведь оно способно притягивать к себе зрителей и активно воздействовать на них.

Медиаискусство окружает нас повсюду, будь то улица, выставка или Интернет. К примеру, в городской среде на зданиях используют технологию мэппинга, которая представляет собой 3D-проекцию на любом объекте окружающей среды, с учетом его масштаба, геометрии и положения в пространстве [4].

Подобная методика прослеживается на известном фестивале «Круг света», когда фасады известных зданий (Большой театр, Манеж, МГУ, др.) используют как объекты мультимедийных и световых инсталляций. Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, фестиваль «Спасская башня» в Москве также используют элементы «new media art».

Активно медиаискусство внедряют на выставках и в музеях. Так, на мультимедийной выставке «Сальвадор Дали. Король сюрреализма», проводившуюся в центре цифрового искусства Artplay Media, главная задача состояла в том, чтобы «выйти за рамки реальности, попытаться отразить сны, фантазии, мысли» известного художника, используя мультимедийные технологии [3].

Другая выставка «Биеннале искусство будущего» в Мультимедиа Арт Музее, на которой были представлены художественные проекты на основе Индустрии 4.0, использующие 3D-анимацию, нейросети, дополненную реальность и др. [1]. Что касается музеев, то они также активно начинают использовать современные технологии в своих экспозициях.

А именно, в музее «Тульский кремль» есть экспозиция, где представлена белая чистая книга, листая которую, мы начинаем видеть на страницах проекцию исторических событий, карт и писем, что особенно заостряет внимание посетителей на экспозицию и всё, что с ней связано.

Читайте также:  Как сделать игру на Pygame и Python: создаем 10 мини-игр

В Пушкинском музее на выставке «Мумии Древнего Египта», за счет видеопроекции, посетители могут ознакомиться с тем, как происходила мумификация; что было найдено в саркофагах; какие тайны скрывали иероглифы и многое другое.

Стоит также отметить, что медиа-арт окружает людей и в привычной городской среде, привлекая тем самым внимание не только местных жителей, но и туристов.

К примеру, поющие фонтаны, которые представляют собой магическое представление, построенное на взаимодействии света, музыки и потоков воды (поющий фонтан в Олимпийском парке в Сочи; фонтаны Кржижикова в Праге; Магический фонтан в Барселоне; др.). Ещё один необычный пример — инсталляция «Кинетический дождь», в Сингапуре.

Данный объект состоит из более чем тысячи бронзовых капель, которые движутся в определённом рисунке под специальную музыку, что напоминает танец. Следует также добавить, что медиа-арт способен приносить сверхприбыль, например, кинематографу, в котором используется компьютерная анимация, графика, визуальные эффекты (фильмы «Матрица»; «Пираты Карибского моря»; «Аватар»; «Гравитация»; др.), в рекламе — выставочные сценографии (работа Гади — витрины магазинов Montblanc, где фирменными ручками пишут и рисуют роботы [2]), 3D-реклама на зданиях (проекция гигантской трехмерной кошки в Токио и др.).

Таким образом, благодаря развитию современного мира, технологий и новых медиа, медиаискусство активно развивается и внедряется в нашу жизнь. В дальнейшем оно продолжит усиливать свои позиции на мировом пространстве и открывать уникальные объекты искусства для привлечения ещё большего числа зрителей.

Литература:

  1. Биеннале «Искусство будущего / Art for the future» // culture.ru [Электронный ресурс]. URL: https://www.culture.ru/events/1566863/biennale-iskusstvo-budushego-art-for-the-future
  2. Media Art: как искусство совершает прорыв в науке c помощью технологий // Forbes.ru [Электронный источник]. URL: https://www.forbes.ru/forbeslife/384237-media-art-kak-iskusstvo-sovershaet-proryv-v-nauke-c-pomoshchyu-tehnologiy
  3. Сальвадор Дали. Король сюрреализма // artplaymedia.ru [Электронный ресурс]. URL: https://artplaymedia.ru/exhibition/page_sur/
  4. 3D-мэппинг // moslenta.ru [Электронный ресурс]. URL: https://moslenta.ru/razvlecheniya/krugsveta.htm
  5. Что такое Новые медиа, или digital-глобализация // AMDG [Электронный ресурс]. URL: https://amdg.ru/blog/new-media/
  6. Что такое медиа арт? // teterin.ru [Электронный ресурс]. URL: http://www.teterin.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=29&Itemid=47

Media Art: как искусство совершает прорыв в науке c помощью технологий

Медиаискусство — это contemporary art эпохи интернета. Оно включает широчайший спектр форматов и технологий: цифровое искусство, компьютерную графику и анимацию, световые шоу, иммерсивные инсталляции, видеоигры, роботов c искусственным интеллектом.

Для этого вида творчества трудно подобрать узкое определение: 30 лет назад под медиаартом подразумевали прежде всего видео- и телепродукцию, сегодня — объекты, созданные с помощью компьютерных программ, а завтра, когда технологии неизбежно шагнут вперед, опять возникнет что-то невиданное и оригинальное, возможно, связанное с генной инженерией или экосистемами. New media art находится в меж­дисциплинарном пространстве и легко соединяет все возможные формы экспрессии, звук и свет, кино и театр, архитектуру и телевидение, науку и религию. В 2003 году Массачусетский технологический институт (MIT), кузница футуристических идей и кадров, издал книгу австрийского искусствоведа Оливера Грау «Виртуальное искусство: от иллюзии до погружения».

«Новые медиа создают виртуальную реальность, которая захватывает нас с головой. Мы понимаем, что все понарошку, но сила нового искусства такова, что всеми чувствами мы оказываемся втянутыми в вымышленный мир, которому на самом деле не принадлежим. Самый яркий пример — компьютерные игры.

Новое искусство обладает огромной манипулятивной силой, которая может быть использована как во благо (например, для обучения), так и во зло (например, для насаждения тоталитаризма)». В новых медиа нет жесткой границы между художником и зрителем. Новые искусства интерактивны.

Часто произведение окончательно создается, именно когда внутрь него, например внутрь инсталляции, попадает зритель, реакция которого очень важна. Еще они эфемерны. Непонятно, как их превратить в товар. Они нематериальная ценность, на них трудно установить цену, к ним неприложимо понятие «уникальный объект». Они существуют в формате документации — фото, видео, тексты, программы.

Их можно тиражировать, воспроизводить в разных пространствах. Искусствовед Оливер Грау сравнивает архивацию нового искусства с расшифровкой генома человека. Он уверен, что критический объем информации приведет к качественным прорывам в науке.

Brief History

История new media art коротка и насчитывает примерно 30 лет, столько же, сколько и компьютерная эпоха. Если смотреть ретроспективно в глубь веков, мы, конечно, можем обозначить некоторые предшествующие явления.

 В 1958-м немецкий художник Вольф Фостель впервые включил телевизоры в свои монументальные скульптуры, правда, использовал он их, как Марсель Дюшан свой редимейд-писсуар, с переосмыслением и уничтожением первоначальной функции объекта. Фостель был одним из основателей группы Fluxus, международного течения рубежа 1950–1960-х, прямого предшественника новых медиа.

Тогда художники провозгласили, что нет границ между видами и жанрами искусств, что арт интернационален, основан на игре и эксперименте, что искусством может стать все. И что настоящие художники всегда находятся в оппозиции рынку и власти. В группу Fluxus входил пионер видеоарта Нам Джун Пайк.

Его инсталляция Electronic Superhighway (1995) выставлена сегодня в Смитсоновском музее американского искусства. Она  представляет собой гигантскую карту США, выложенную из работающих вразнобой телевизоров. Ее считают символом той власти, которую имело телевидение до изобретения персональных компьютеров.

В 1980-е английский художник Рой Эскотт для своих арт-проектов начал объединять людей на разных континентах с помощью электронной связи. Новое искусство он назвал телематическим. Самый известный проект Эскотта — акция La Plissure du Texte (1983), когда 11 команд художников в разных точках планеты сообща сочиняли сказку. Интернета еще не было.

В нашу эпоху бесплатных звонков по WhatsApp трудно оценить силу новаторства, но для своего времени такой интерактивный поход был революционным. Но 90% медиаарта 1980–1990-х годов бесследно исчезло вместе с устаревшими носителями информации, кассетами VHS и дискетами.

 С наступлением нового века, распространением компьютеров и появлением цифровой экономики поток нового искусства начал расти по экспоненте.

Инсталляция Нам Джун Пайка Electronic Superhighway (1995)·Bettina Strenske·Photoshot·East News

Как это работает

New media art функционирует иначе, чем традиционное искусство. Практически всегда это командная работа, гении-одиночки существуют, но сила — в кооперации. На воплощение высокотехнологичных идей нужны деньги: в Европе художников поддерживают государственные организации, в США — частные фонды.

Традиционное искусство выставляется на ярмарках, новые медиа — на фестивалях. Судя по данным Archive of Digital Arts, в мире более 600 фестивалей, так или иначе связанных с новыми медиа. Один из самых авторитетных, Ars Electronica, проходит в австрийском городе Линце ежегодно в начале сентября.

(Сам центр Ars Electronica существует уже 40 лет: в 1979-м его создали специально, чтобы наблюдать и анализировать цифровую революцию в мире.)

В 2018-м на фестиваль приехали 1357 участников из 54 стран. За пять дней работы 12 выставочных площадок посетило более 100 000 человек. В Линце награждают лучших: вместе с призом Golden Nica победителям вручают чек на €10 000.

С каждым годом увеличивается количество номинаций: «Компьютерная анимация», «Искусственный интеллект и Life Art», «Цифровая музыка и звуковое искусство», «U19 — Создай свой мир» (для участников моложе 19 лет), «Пионеры медиаарта», «Цифровые сообщества».

Что касается постфестивальной судьбы электронных произведений, то она складывается по-разному, не всегда успешно. До самого недавнего времени музеи практически не приобретали это искусство: было непонятно, как его хранить, на чем ставить инвентарный номер. Ситуация меняется, но медленно.

 Выставка Digital Revolution прошла в Лондоне в Barbican Center только в 2014 году, практически вчера.

О чем речь

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *